Знаете, что поражает иностранцев в России больше всего? У нас нигде не видно людей в инвалидных колясках. Но это не значит, что в нашей стране таковых нет. Они просто сидят дома и не могут никуда выйти. Из-за отсутствия так называемой «доступной среды» инвалиды-колясочники лишены простых радостей, которых даже не замечает здоровый человек в своей обыденной жизни. Огромная проблема для них погулять в парке, встретиться с друзьями в кафе или просто зайти в магазин или парикмахерскую.
Как журналисту, мне очень хотелось услышать о проблемах инвалидов-колясочников из первых уст.
И вот такой случай представился. С руководителем тверского клуба инвалидов-колясочников «Кристалл» Андреем Увиковым меня познакомил заместитель председателя комитета по социальной политике Законодательного Собрания Тверской области Андрей Истомин.
Два часа нашего разговора с целеустремлённым и оптимистично настроенным молодым человеком (духом и силой воли приближающимся к таким легендарным личностям, как , например, советский лётчик Алексей Маресьев и современный американский проповедник Ник Вуйчич) прошли на одном дыхании. Как выяснилось, нашему собеседнику инвалидная коляска не помешала быть замечательным семьянином, развить успешный бизнес, построить хороший дом, заниматься большой общественной работой…
Андрей Увиков считает, что в российском государстве и обществе отношение к инвалидам-колясочникам, равно как и к остальным категориям людей с ограниченными возможностями здоровья, должно быть кардинально пересмотрено. «Надо создать в стране такие условия, чтобы инвалиды чувствовали себя равными со всеми остальными людьми», — убеждён Увиков.
КАК С ЭТИМ ЖИТЬ?
— Андрей, у людей с приобретённой инвалидностью жизнь, как правило, разделена на «до» и «после». Расскажите, что было у Вас «до»…
— Я родился в Твери, почти всю жизнь прожил в микрорайоне «Чайка». Учился в 43-й школе. Занимался в местной спортивной школе борьбой. Было время работал на заводе «Искож». В нашем же районе познакомился с будущей женой.
В 2010 году у нас родилась дочка. Это был уже второй наш ребёнок. Жить вчетвером в одной комнате стало очень сложно. Работа у меня была хорошая, перспективная. Поэтому решились на расширение. Продали «однушку» и взяли в ипотеку трёхкомнатную квартиру. А там следом и машину пора менять было. Молодость и успешное начало карьеры вселяли уверенность, что тебе всё будет по силам.
В принципе, так всё и складывалось. В 2011 году окончил заочно университет по специальности «Прикладная информатика в экономике». Жена, дети, диплом в кармане, классная, хорошо оплачиваемая работа, отличный коллектив, замечательные руководители, вот вот и повышение, квартира, машина… Жизнь красивая, счастливая, несётся вперёд, как мощный локомотив. Но этим же летом всё изменилось…
Неудачный прыжок в воду и мой седьмой шейный позвонок разлетелся вдребезги. Тяжёлая травма. Прогнозы врачей страшные – буду лежать всю жизнь, шевелиться будет только голова. Жена не работает, маленькие дети, ипотека, кредит, одним словом ситуация ещё та…
— Что ощутили, когда поняли, что как прежде уже никогда не будет?
— Сложные чувства и сложное время. Не знаю сколько лет моя беспечность отняла у матери, каких возможностей я лишил своих детей и жену. Но никто из моих самых близких людей не опустил руки. Стыдно было и мне сдаваться.
Целый год реабилитации, 6-8 часов занятий в день . Денег улетело море. Родители брали кредиты. Друзья, одноклассники, однокурсники помогали чем могли. Мои руководители с прошлой работы дали крупную сумму денег. Безвозмездно! Даже мои бывшие клиенты с работы участвовали. Кто лекарства редкие присылал с Питера, а кто просто приятными подарками, типа собранных ягод. Огромное всем спасибо. В итоге я уверенно сидел в коляске.
Но на этом мои занятия не закончились. Я продолжал тренировки дома. Отец всё своё время тратил на меня. Сутки на работе, трое со мной. Так я тренировался.
— Андрей, на тот момент у вас уже была семья, двое детей, квартира и автомобиль, взятые в кредит. Наверняка, терзали мысли, как же теперь быть, как рассчитаться с долгами, как поднимать детей?
— Мысли об этом начались уже по дороге в больницу, как только я получил травму. Сначала, конечно, на душе была огромная тревога. Но постепенно взял себя в руки. Начал спокойно думать, как буду зарабатывать на жизнь теперь, что я могу. Помогло знакомство с хорошим человеком. Летом 2012 я получил путёвку в санаторий для колясочников. Там коллега по счастью остаться живым, тоже «шейник», дал совет начать заниматься созданием сайтов.
Когда я вернулся в Тверь, начал изучать это направление. Вскоре уже работал на дому. Когда заказы стали появляться регулярно, зарегистрировал ИП. Так я начал работать. И вот теперь у меня свой небольшой бизнес. Новая работа позволила мне купить свой дом.
Теперь я выхожу на улицу каждый день, гуляю с детьми, езжу в город по делам.
ДОСТУПНАЯ СРЕДА — ЭТО ПРО КАЖДОГО
— И, едва окрепнув физически и материально, Вы решили помогать другим…
— Ещё в реанимации я думал о своей жизни. Что сделал хорошего, что плохого. И чётко для себя решил, как буду жить дальше. Радоваться своим успехам и жить только для себя — это не моё.
Но решить и начать не одно и то же. Я жил на третьем этаже в доме без лифта. Путь на улицу был «заказан». А со временем мне уже и не хотелось. Друзья приходили, работа была, интернет заменял многое. Тем более не хотелось сочувствующих взглядов на улице. Друзья всё же пытались меня вытащить. В первую же поездку наши дороги изорвали мне колёса на коляске так, что в шиномонтажке отказались их ремонтировать.
В 2013 году меня позвали в гости кристаловцы, ребята из областной общественной организации инвалидов колясочников «Кристалл». Скажу честно, первое ощущение — мне было некомфортно и казалось — не нужно всё это. Но я вспомнил обещание, которое сам себе дал в реанимации, и остался. Не жалею. «Кристалл» открыл много нового во мне. Появились новые друзья, которые теперь как родственники. «Кристалл» пробудил во мне желание выходить на улицу. В общем, я снова начал чувствовать жизнь во всех её проявлениях, стал ощущать удовольствие от общения не только со своими близкими, но и с другими людьми.
— Можно сказать, в Вас снова пробудился вкус к жизни. Но реалии таковы, что жизнь у инвалидов в нашем обществе, особенно у инвалидов, прикованных к коляске, намного тяжелее, чем у обычных людей…
— Вы правы, жизнь в инвалидном кресле очень тяжёлая. Пройдя такие испытания человек либо становиться хуже себя прежнего, либо гораздо лучше. Мне повезло — у меня были родственники, друзья. Но я не могу осуждать тех кто сел на «синюю волну», кто заперся дома, кто плюнул на себя. Я понимаю почему так произошло.
Одна из причин — недоступная среда в городе. Хотя в последнее время многое меняется к лучшему, за эти улучшения приходится порой воевать. Другая причина — это наше общество, которое не привыкло к наличию подобных мне людей в своем составе. Порой неадекватно реагируют. Это проявляется иногда в агрессии, иногда в унижающей жалости или чрезмерной помощи тогда, когда в этом нет нужды.
Третья причина — отношение государства. Меры поддержки инвалидов сокращаются. Исключением является Москва, но это отдельная история.
Всё это усугубляет положение колясочников и подталкивает их к затворничеству. Но я решил, что так быть не должно. В борьбе за право инвалидов быть и чувствовать себя равными среди остальных и заключается моя сегодняшняя общественная работа.
И вот теперь я уже руковожу клубом «Кристалл».
— Чем занимается «Кристалл»?
— Мы пишем гранты, мы входим в общественные советы, мы сотрудничаем с администрацией города, а порой и ругаемся с ними. Но мы завоёвываем доступную среду в нашем городе. Мы стараемся менять образ инвалидов в глазах горожан. Мы приучаем к тому, что наличие инвалидов в обществе это норма. Мы учим понимать нас, а не жалеть.
К сожалению, есть ребята инвалиды, которые со временем привыкают к помощи. Забывают, что они тоже способны на многое. Вернуть их к полноценной жизни, вернуть их гордость ещё сложнее, но мы пытаемся и эту работу проводить. Ведь мы можем приносить огромную пользу обществу.
Сейчас мы стараемся активно участвовать в формировании комфортной городской среды ДЛЯ ВСЕХ. Есть победы. Но мы в самом начале долгого пути. Некоторые проблемы будучи просто общественником решить очень сложно. Но мы не останавливаемся.
Очень важно понимать, что отсутствие доступной среды влияет почти на каждого. В стране 10% инвалидов. Но доступная среда необходима не только им одним. У нас огромное количество молодых мам с колясками, людей преклонного возраста, людей с лишним весом, с больными суставами, с различными временными травмами. Доступная среда необходима и совершенно здоровым людям, чьи родственники или друзья — инвалиды, у кого есть престарелые родители, бабушки и дедушки. В конце концов, почти каждый хоть раз в жизни покидает дом с огромным чемоданом и гораздо удобнее спустить его вниз по пандусу, а не тащить по ступенькам.
Уровень вовлеченности инвалидов в жизнь общества, отношение людей к этому это уровень развития государства. Можете судить сами на каком уровне мы сейчас, сколько ещё работы впереди.
Общественная работа привела меня к тому, что я пошёл учиться на юриста. В 2019 году закончил МФЮА по этой специальности. Отсутствие юридической практики, конечно, не сделает из меня профи. Но многие процессы я стал понимать лучше. Лишним этот диплом не стал, а знания использую периодически.
НЕ МОГУ МОЛЧАТЬ, КОГДА НАДО КРИЧАТЬ
— Андрей, за последние несколько лет Вы стали достаточно известным человеком в Твери, и не только среди инвалидов. Таких, как Вы, сегодня принято называть гражданскими активистами. Вы очень популярны на интернет-площадках, Вас приглашают на различные форумы…
— Знаете, занимаясь проблемами инвалидов так или иначе соприкасаешься со всеми сферами жизни города. Вообще, на коляске все изъяны и перекосы чувствуются острее. Так я пришёл к тому, что начал заниматься проблемами не только инвалидов, но и остальных. Установка нового тротуара, ремонт дороги, привлечение внимания власти к проблемам твоего района — это отвечает интересам всех людей.
В 2019 году на Гражданском форуме я услышал про движение Добрососедства. Это классная штука, когда соседи взаимодействуют друг с другом. Решают вопросы сообща. Много примеров по стране, когда люди сильно меняли жизнь своего двора, дома. Это и помощь старикам, и работа ТСЖ, работа с УК, это и коллективные закупки, это единые требования к администрации района, к соприкасающемуся с жильцами бизнесу, в конце концов совместный отдых, чувство безопасности в своём доме.
Мне захотелось попробовать запустить проект в нашем маленьком райончике. Мы устроили праздник, это была последняя пятница мая. Собрались с соседями, нас было не много, но это был первый шаг. Как результат: в этом году меня уже люди встречают и спрашивают, а когда праздник в этом году. К сожалению, пандемия внесла свои коррективы.
Вот такое объединение людей может изменить нашу жизнь по-настоящему.
— Андрей, несколько раз Вы были замечены на оппозиционных митингах. Причём, не просто там присутствовали, но и выступали — весьма ярко и остро. Можно ли сказать, что общественный активист Увиков стал политическим активистом Увиковым?
— Совмещать общественную и политическую общественную деятельность трудно, особенно, если твои взгляды и действия в чём-то оппозиционны действующей власти. Теоретически я должен позиционировать себя аполитичным, поскольку многие, с кем приходится работать по общественной линии, по линии инвалидов, могут не разделять твои политические взгляды и идейные убеждения. Тем более, вроде как-то не с руки сначала критиковать власть, а потом что-либо у неё же просить.
Но молчать тогда, когда надо кричать, я не могу. Такое право не даёт мне моё обещание в реанимации. Поэтому я критикую, обращаю внимание на проблемы. Я умею быть дипломатом, но там где беда, вещи нужно называть своими именами. Иногда я очень эмоционален в спорах и требованиях. Но это от того, что я искренне верю в то, за что борюсь. Надеюсь это чувствуется. Очень приятно, когда окружающие понимают и поддерживают, но мне не страшно плыть против течения.
Я не скрываю, что интересуюсь политикой. Всегда ходил на выборы. Потом сам пробовался на выборах в городскую думу в качестве кандидата от одной из парламентских партий. Отличный опыт, хотя победы не было. Но я встретился с большим количеством людей, я узнал всю эту кухню изнутри. Теперь точно знаю, что если бы жители города, области хотели сделать шаг в сторону изменений, то это было бы возможно. Поэтому сегодня я провожу определённую разъяснительную работу среди людей, пытаюсь объединить их.
Я был на подсчёте голосов, я видел как работают наши учителя на выборах. Если где-то и есть фальсификации, то это не про наших. Это добавляет гордости за Тверь и тверичей. Но вот люди у нас не ходят на выборы, увы. Ещё печальнее когда граждане продают свои голоса за 200-300 рублей — подобные слухи до меня доходили…
— Представьте, будто такие люди сейчас перед Вами. Что бы им хотелось сказать?
— Пересмотрите своё отношение. Поверьте, что ВЫ и только ВЫ сможете повлиять на ситуацию в нашем государстве, нашей области, нашем городе. Не обнуляйте свою жизнь и жизнь своих детей…
Беседовал Дмитрий Фисенко
Использованы фото с личной страницы А. Увиковова в социальной сети ВКонтакте